Этот материал – такие размышления вслух, где я только ставлю вопрос, заостряю внимание, – в надежде, что кто-нибудь сумеет найти ответы.
Прошлым летом я стал обладателем фонограмм трёх выступлений Владимира Высоцкого 26 марта 1979 года перед студентами Московского высшего технического училища им. Баумана. Точнее, первая фонограмма у меня была, а остальные мне записал Владимир Локтионов из Донецка (спасибо, Володя!).
Мой метод работы с творческим наследием ВВ – прослушивание записей "до дыр", чтобы все нюансы, детали исполнения прочно входили в голову и в память, – это помогает сразу отличить, узнать её среди многих других, особенно – так называемых "тёмных" записей.

Так вот, слушая выступления в МВТУ, я обратил внимание на некоторые несоответствия. Предлагаю вместе проанализировать эти записи, так сказать "поверить алгеброй гармонию". Для удобства оставим те же обозначения и порядок выступлений, как в каталоге "Белорусские страницы-2", третье издание. И ещё отметим, что все выступления состоялись в одном месте и в один день, с разницей в 2 часа – в 16, 18 и 20 часов.

Для начала рассмотрим состав песен. Во всех трёх выступлениях содержатся "Я вам мозги...", "Не хватайтесь...", "Ах, милый Ваня...", "Я вам, ребята...", "Я скачу...".
МВТУ-6 и МВТУ-7 – "Я вам мозги...", "Кто верит...", "Не хватайтесь...", "Ах, милый Ваня...", "Я вам, ребята...", "Я скачу...".
МВТУ-7 и МВТУ-8 – "Я вам мозги...", "Не хватайтесь...", "Ах, милый Ваня...", "Я вам, ребята...", "Дорогая передача...", "Я скачу...".
МВТУ-6 и МВТУ-8 – "Пожары", "Я вам мозги...", "Не хватайтесь...", "Ах, милый Ваня...", "Товарищи учёные", "Под собою...", "Я вам, ребята...", "Я скачу...", "Есть телевизор...".

Как видим, больше всего совпадений по составу песен в первом и третьем концертах.

Теперь песни, исполненные только в одном из выступлений:
МВТУ-6 – "Сам виноват...", "А у дельфина...".
МВТУ-7 – "В куски...", "В заповеднике...", "Чтоб не было...", "Произошёл...", "Я вышел ростом...", "Ой, где был я...", "Себя от надоевшей...", "Я не люблю...".
МВТУ-8 – "В Ленинграде...", "Словно бритва...", "Разбег, толчок...", "Я бегу...", "Над Шереметьево...", "Корабли постоят...".
Меньше всего таких песен в первом выступлении, но, может быть, из-за пропусков: всего 13 произведений (одно – чтение нескольких строчек), против 15 и 18 соответственно.
Больше всего – в МВТУ-7, целых восемь, но первая песня – "В куски..." – не программная, исполнена как иллюстрация к рассказу.

Теперь о содержании выступлений. МВТУ-6 и МВТУ-7 построены по "географическому" принципу, МВТУ-8 – "классический" рассказ о театре, аналогичный, например, выступлениям в Дубне в феврале 1979 года.

Ещё о совпадениях. ВВ часто подстраивает гитару, очень похожи комментарии и варианты исполнений в МВТУ-6 и МВТУ-7, например:
МВТУ-6: "Теперь песня такая, тоже шуточная, называется она "Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука". Кук, он плавал, плавал, а потом его съели, вот, бывают, в общем, такие вещи".
МВТУ-7: "Взяв такой географический уклон с самого начала, поехали дальше, поехали куда-нибудь туда, в южное полушарие, в район каких-нибудь островов, вот, может быть, Полинезии, Гвиней, я сейчас не помню, где, но, во всяком случае, "История одной научной загадки, или Почему аборигены съели Кука". Этого никто не знает, я тоже не знаю, попытался это разгадать в песне".
МВТУ-6: "Теперь... м-м... я хочу ещё одну вам песню.., это тоже, такая она, это... посаженный за мелкое хулиганство рассказывает, как он понял лекцию о международном положении, и-и, он... счас...".
МВТУ-7: "Это впечатления пострадавшего за мелкое хулиганство после лекции о международном положении. Счас...".

И ещё один бесспорный факт – рассказ о французской эстраде.
МВТУ-6: "Вот, вчера, например, была...".
МВТУ-7: "Тут вчера опять по телевиденью показывали, значит, французскую эстраду(!), как они её называют...".
О гитаре: "Что же, это здесь от жары она плывёт, гитара".

Теперь о несоответствиях.
МВТУ-6: после вступительного слова В.Янкловича ВВ здоровается: "Добрый вечер!". Как-то неподходяще для 4-х часов дня. Хотя, быть может, просто оговорка.
Здесь же, отвечая на записки: ""Вы говорили, что, значит,… с про...". Я не говорил, что у меня песня про Хуа Гофена, у меня такой песни не было, но я его хо… хотел употребить в песне, которую поёт вот этот человек, посаженный на 15 суток, вот, но я его не употребил, а я употребил "Банду Четырёх", там, упомянул, что можно было бы её заменить на своих людей". Обратите особое внимание на эти слова.

МВТУ-7: Снова – "Добрый вечер!", здесь уже соответствует времени.
В комментарии перед песней "О переселении душ": "Вам всё слышно? У меня какое-то ощущение, что плохо слышно, нет? нормально всё? Вот... э... Потому что новые микрофоны вы мне поставили сегодня, другие, правда, для гитары нету микрофона. Специально вы так, да? Чтоб удобней писать было, нет? Я тогда не буду нового ничего петь". Опять непонятно, ведь это почти половина второго выступления, а слова про новые песни совершенно расходятся с заключительными словами в МВТУ-8.

МВТУ-8: Понятно, что песни "Про Кука" и "Лекция" ещё сырые, неотработанные, но в двух первых выступлениях варианты очень похожи, совпадают по расположению строф и вариантам строк. Совсем по-другому в МВТУ-8, как будто и не было предыдущих исполнений. Судите сами:
"На пересылке я, в Наро-Фоминске я..."
"В Австралии ли, в Азии, в Европе ли –
Тот нез... один умрёт. Тот нездоров, а этот да-к умрет…"
(А попробуйте спеть это "В Австралии ли", чтобы не запутаться, придётся петь: "В Австралии или в Азии…").
Последняя строфа:
"Следите же.. Счас, счас. Следите же, следите за умершими.
Уйдёт вдова Онасиса – Жаки!..
Вперёд – в погоню за миллиардершами! –
Ох, дайте только волю, мужики!"

Почему-то песня исполнена почти в самом начале выступления. То же самое с песней "О Куке": "А вот ещё одна шутка, только если я её вспомню, счас пришла на ум, потому что Бермуды, там, это, значит, ещё одна такая история одной научной догадки, называется она "Почему аборигены съели Кука"".
Некоторые строки перепутаны местами, с 17-18 – отсутствуют. Варианты строк также не совпадают с исполнениями в МВТУ-6 и МВТУ-7.

После "Охоты с вертолётов": "Ну, ни... никакое выступление не обходится без спортивных песенЗначит, сейчас я хочу вам спеть... э-э... спортивную песню, старинную, которая называется "Песенка про прыгуна в высоту", но такой модернизированный вариант её. Может быть, её кто-то и не знает, потому что я её давно-давно не пел". Хотя в предыдущих выступлениях спортивных песен нет.

Заключительные слова после песни "Корабли": "Я надеюсь, что, правда, "не пойдёт... не пройдёт и полгода" и я спою вам, даже если вы закончите это заведение, я знаю, что выпускники многие из вас, то в других местах, где вы будете работать, вас… вполне возможно, мы встретимся с вами. Я очень вас благодарю за ваше внимание сегодняшнее, потому что я много сегодня песен проверил на вашей аудитории, которых раньше никогда... " (обрыв записи).

Ещё один ответ на записку, который необходимо привести полностью: "Теперь, значит, "Если можно "Мао Цзэдун – большой шалун"". Ну чего ж счас, он помер, сейчас уже надо про этих, у меня, кстати, есть даже кое-чего. Ну, как... какая удивительная история, м-м... ну да – "любители опасных авантюр с тамбовского завода". Нет, у меня уже есть кое-чего нового по этому поводу, значит, ха-ха, но я, вы понимаете, я ещё это не закончил, это (неразборчиво) после "Лекции о международном положении" там есть (внимание! – В.А.) и про Xуа Гофенов и всяких, и так далее, но я ещё пока просто это не…, ни…, не облёк в форму и я не хочу полуфабрикаты... Через некоторое время вы, возможно, услышите, особенно любители, которые получают это очень быстро и очень скоро, все эти вещи, все эти песни, особенно с теперешней.., знаете, это же ведь, в общем, ну как вам сказать, это.. это не так дорого стоит, потому что всё-таки на этом есть какого-то своего рода (неразборчиво) не боюсь этого слова, спекуляция на том, что это очень современно, но э-э... я всегда пишу эти песни не только в связи с констатацией фактов, там есть обязательно поворот, который, я думаю, многие очень поймут чётко, и я не хочу просто портить сейчас эту песню, которая будет у меня. Вы её скоро услышите, о теперешних, значит, делах китайских, а прежние – ну что же, зачем?"
Ведь это тот самый комментарий, в связи с которым возникла записка с вопросом (помните?) в МВТУ-6. Но тогда получается, что причина стоит после следствия, а так не бывает.

И ещё в МВТУ-8 хорошо слышен микрофонный свист (возбуждение), которого в МВТУ-6 и МВТУ-7 нет.

Я в самом начале заявил, что не собираюсь что-то утверждать, только выскажу свои предположения, а именно:
1. Выступления были в другой последовательности.
2. Выступления были в разные дни.
3. Части выступлений перепутаны и переставлены местами.

Все, кого заинтересует этот материал, могут согласиться со мной или опровергнуть, для этого надо только включить магнитофон и внимательно прослушать записи.