О Владимире Корецком мне уже приходилось писать неоднократно. Сначала в 1996 году.*1 Впрочем, тогда о четвёрке русских смельчаков, прошедших на небольшой яхте от Волгограда до Соединённых Штатов писал далеко не я один. Журналисты многих городов и стран – от Новороссийска до Торонто и Нью-Йорка рассказывали об их походе.
Позднее в статье "Памяти Высоцкого" я упомянул о том, что в Волгограде появился яхт-клуб имени Высоцкого, затем – набережная имени Высоцкого... У руля всех начинаний волгоградских любителей творчества поэта стоит тот же человек, который организовал незабываемое плаванье. Кстати, нелишним будет напомнить, что оно проходило в честь Владимира Высоцкого.
Недавно мы долго и обстоятельно разговаривали с В.Корецким по телефону.*2 К концу беседы мне стало ясно, что её содержание во многом выходит за рамки частного разговора, так же, как клуб "Парус" не укладывается в рамки обычного клуба почитателей Высоцкого.
Владимир Иванович начал свой рассказ с последних событий в жизни клуба:
"Мы открыли плавучий храм. Это впервые в истории открыт храм в честь Высоцкого. Процесс освящения показывали по центральному российскому телевидению. Приезжали французы, немцы, они сняли фильмы об этом событии.
Этот храм – бывший военно-десантный корабль длиной 70 метров. Я его полностью переконструировал, на что у меня ушло последних два года.
М.Ц. – А как вообще решили построить плавучий храм? Я о подобном ранее не слыхал!
В.К. – Я к этой идее шёл восемь лет. Это в океане ещё идея пришла, когда мы проходили зону волн-убийц между Гибралтаром и Мадейрой. Многометровые волны в течение семи суток нас полоскали. Я Руслана, своего сына, успокаивал.*3 Он мне сказал: "Ну что, папа, на этот раз погибнем?" – а я уже приказывал запаковывать герметично негативы. Я ему ответил: "Высоцкий на небесах нам поможет. В память о Высоцком и в благодарность Богу ещё храм построим!"
Сперва я построил два плавучих храма на баржах, а потом Бог дал мне возможность построить третий храм, самоходный. Этот храм должен пройти в этом году от Волгограда до Санкт-Петербурга и пронести знамя православия и любви к Высоцкому.
Храмы на баржах ходят по Дону, заходят туда, где храмов у людей нет, там проводятся богослужения. А новый храм будет ходить по Волге. У него осадка больше.
М.Ц. – Какие имена носят эти храмы?
В.К. – Первый храм Владыка благословил назвать "Святитель Иннокентий", второй – "Святитель Николай", а третий храм я упросил его назвать в честь Святого Владимира, что изначально мною и предусматривалось.
Я уже замечал, что наши средства массовой информации стараются выхолащивать связи Высоцкого и храма. Стараются представить, что, дескать, Высоцкий сам по себе, а храм – сам по себе. Чисто атеистический приём! Хотя я считаю, что придёт время – Высоцкого ещё канонизируют.
Мне из Америки прислали фотографию, где Высоцкий с крестиком, наш Владыка молится за него, как за крещёного. А я всегда говорю, что к концу жизни Высоцкий пришёл к Богу.
Недавно вышла книга одного священника о Высоцком. По сравнению со всеми другими – это прогресс, но он всё равно очень осторожно пишет.
Мы провели три года подряд фестиваль памяти Высоцкого. В этом году было 147 исполнителей. Причём, фестиваль стал международным – приезжали люди из Германии, США, Австралии. Фестиваль проходит на плавучей сцене в течение трёх дней. В прошлом году фестиваль был посвящён 60-летию победы в Великой Отечественной войне. В этом, 2006-м, году девиз будет "Любовь побеждает всё!". Мы будем расширять это фестиваль – не три, а четыре дня он будет проходить. Я хочу собрать всех, кому Высоцкий когда-либо посвящал песни.
Отличительной чертой нашего фестиваля является то, что там исполняются только песни Высоцкого. Скажем, на Грушинском фестивале могут петь любые песни, а у нас – исключительно тексты Владимира Семёновича.
А до этого мы смогли назвать полтора километра набережной именем Владимира Высоцкого. Кстати, спасибо Вам за помощь! Вы в своей книге написали, что Высоцкий бывал в Волгограде. С одной стороны, было множество приверженцев, а с другой стороны, обозначилась оппозиция. Я два года бегал по кабинетам, чтоб "пробить" набережную Высоцкого, хотя открыто никто несогласия не выражал.
Мои оппоненты говорили: "Вот ты тащишь Высоцкого, а он ведь в Волгограде не был". Вначале я отвечал, что неважно, был или не был Высоцкий в Волгограде, он принадлежит всей России. А потом в Вашей книге появилась фраза, что Высоцкий в Волгограде всё-таки бывал! И дальше – пошло, закрутилось.
Мы нашли Л.Попову, которая встречала Высоцкого в Волгограде. Нашли, а потом потеряли. Я рассказал о ней журналистам, те написали в "Комсомолке", попросили её откликнуться, и она действительно отозвалась.
Мы сейчас добиваемся, чтобы нам разрешили повесить мемориальную доску на гостиницу "Волгоград", – Вы писали, что там Высоцкий останавливался.
Мы разработали памятник Высоцкому очень оригинальной конструкции – в виде гитары, с грифа которой улетает в облака ангел. Это намёк на строки Высоцкого:
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним".
Яхт-клуб, набережная, ежегодные фестивали, храм в честь Высоцкого. В ближайшем будущем – памятник и мемориальная доска. Таковы достижения волгоградского клуба любителей Высоцкого.
А в заключение предлагаю читателям мою беседу с Людмилой Алексеевной Поповой, упомянутой В.Корецким.
"Это было в 1963 году. Примерно, июнь или июль. Я работала поваром на пароходе. Стою я у газетного киоска. Там продавали фотографии артистов кино. Высоцкий подошёл и спросил: "Что Вы рассматриваете?" – Я говорю: "Да фотографии артистов". А он мне: "А живого артиста не хотите?"
Я посмотрела – человек молодой, мне самой девятнадцать лет было. Мы походили с ним по Волгограду. Потом я ему сказала, что мне нужно ехать далеко, в Кировский район.
Бедность же была. Я работала поваром, какие-то кусочки домой носила. Сели мы с ним на такси, поехали в Бекетовку. После этого вернулись на пароход.
На пароходе как раз не было официантки, меня заведующая попросила поработать официанткой на втором этаже (это был двухпалубный пароход). Я обслужила все столы, потом выхожу на палубу. Смотрю – стоит Высоцкий, поёт. Около него собралось человек десять. Плёнки его уже ходили по рукам.
Рассказал он мне, что живёт с матерью, а раньше жил с отцом. Ко мне в каюту было нельзя, нас там четверо было. Ну, мы забрались повыше, там, где лодки, и, короче говоря, сидели там всю ночь. "Смотри, – говорит, – Людка, какая луна хорошая. Прямо дорожка лунная". Играл он мне там, пел.
Ехал он до Саратова. Прислал мне потом открытку: "Я о тебе помню". Я потом все фильмы с ним смотрела".*4
Беседа получилась небольшая, но очень важная – о том, что летом 1963 года Высоцкий был на Волге, до сих пор информации не было. Новая строка биографии поэта добавлена благодаря энтузиастам из клуба "Парус". Убеждён, что это не последнее открытие волгоградцев!