КРИК МОДЫ ЗА ТРЁШНИЦУ

Песня и стих - это бомба и знамя и голос певца
поднимает класс

- ДО КАКИХ ПОР мы будем говорить о Евтушенко, Вознесенском где угодно, только не на молодежных вечерах, диспутах, собраниях?. - примерно так сказал первый секретарь Тюменского горкома ВЛКСМ, выступая на недавнем областном комсомольском активе.

Ясно, что Сергей Великопольский имел в виду не только творчество названных поэтов. Мы почти не говорим о современной поэзии, литературе, о современной музыке. Хотя вряд ли нужны доказательства: тяга ко всему новейшему у молодежи была сильна во все времена.
К чему ведет диспропорция интереса и возможности получить информацию? Сведения берутся часто не из первоисточника. И сама информация может оказаться не той или без необходимого комментария.
...Юрий Белкин "открыл" современных бардов через "фарцовщиков', тех, что промышляют у иностранцев то порнографию, то нейлоновые панталоны и из-под полы спекулируют этим "добром". Среди предметов "импорта и распродажи на внутреннем рынке немалую толику занимают модные записи разных там западных "хиппи" и див. Как свидетельствуют вполне официальные источники, "король джаза" Белкин выполнял неблаговидную роль "бизнесмена" с 1962 года. Он переписывал пересылаемые ему по почте "шедевры" на пластинки, магнитофонные ленты и сбывал дальше по три рубля за штуку.
Будучи пойманным за руку, он авторитетно заявил, что "хиппи" в Тюмени теперь не в цене, что на рынке их потеснил другой товар - определенного сорта опусы некоторых современных "бардов" и "менестрелей".

ИЗВЕСТНО, что в целом творчество бардов явление сложное я довольно пестрое. Часть их произведений по праву вливается и общее песенное половодье, а другая отсеивается, остается "песня [так в тексте, правильно: песней -Ред.] для себя", для узкого круга. Эта часть песен и сочинялась-то порой для забавы, без всякой претензии быть песней для всех. А есть и такие, что сочинялись и исполняются - это уже зависит от вкуса - на полнейшем серьёзе и с упоением. Пел же ведь кто-то когда-то, скажем, такое:

Увы! Куда ни покажуся,
Родные гонят прочь меня.
Пойду я в море утоплюся,
Пускай несет меня волна... [1]

Пели еще, например, такую лакейскую песню:

"Что за славная столица, развеселый Петроград". Несколько лет назад отшумел по городам и весям сердцеед "Мишка". Все это благополучнейшим образом отметается, забывается и служит потом лишь курьезным примером известных запросов известного времени.
У многих нынешних песен бардов похожее будущее. Вообще говоря, эти песни можно долго и тщательно делить по качеству, жанрам, по назначению. Тут есть песни грустные и забавные, песни-шутки, баллады, притчи, пародии. Белкин же выбрал для своего бизнеса песнопения, рядом с которыми дребедень, достойная нэпмановских граммофонов, покажется классикой. Нам скажут, что песни, мол, тут ни при чем, что спрос рождает предложение, а спекулянту в сущности все равно чем спекулировать - были бы деньги. Да, это верно, пожалуй. Мы не согласны лишь с тем, что песня тут уж совсем ни при чем. Песни, в которых воплощена душа народа, народ поет и любит. Они, песни эти, не знают границ и не нуждаются в услугах Белкина и К°.
А вот через Белкина, поодному каналу с заморскими панталонами, идет сорт творений, который прилюдно, как и панталоны, показывать не заведено. Словом, они нашли достойный их способ распространения и потребителя.
В отдельных случаях эта песня идет на бульвар. Да и как идет!
Смотрим недавно - фланирует по Тюмени заросший отрок в немыслимых клешах. По швам бубенцы. На животе - портативный магнитофон и, простите, песни. Про "халяву рыжую", "Нинку-наводчицу".. . Парнишка млеет от сознания новомодности и интереса прохожих к себе, не замечая, что интерес-то примерно того же порядка, что к экспонату в паноптикуме "женщина с бородой". Парнишка уверен, что не продешевил [так в тексте; правильно, вероятно, должно быть: "не переплатил" - Ред.], отдав за ролик трешницу. Ему гораздо важнее быть носителем "моды" и щеголять ею, чем понимать, ЧТО эта мода с собой несет.
Конечно же, зрелому человеку на дух этих песен не надо. А если он их и прослушает раз-дру-гой, то к нему они не пристанут. Для поклонения этому творчеству нужна особая почва. И вот волосатый отрок их принял как откровение, как крик моды, и, самое худшее, эти творения становятся вольно или невольно частью его идеологии, вкусов ,запросов.
Это явление - песенное хулиганство - не безобидно. В нем, если хотите, отражен один из способов духовного разложения молодежи.

НЕДАВНО в Тюмени, на судостроительном заводе, где работает "король", состоялся вечер городского комсомольского актива "И в музыке есть политика".
Его участникам было предложено прослушать ряд изъятых у Белкина песен в магнитофонной записи.
"МАРАЗМ" - таково было общее мнение о прослушанном.
Где же, спросили выступавшие, на каком дне наскребли барды эту "лексику" - "стерва", "тюряга"; эти "образы" (все та же "Нинка-наводчица", "халява рыжая", ухари пошляки) людей с социальными да и клиническими отклонениями от нормы [2].
К ним примыкает другой тип героя, который метит чуть ли не в правдолюбцы, в оценщики моральных ценностей нашего строя. Этот подался ни много - ни мало в певцы социальные. Ему наша жизнь представляется психолечебницей, а идеалы ее - миражем. Мораль:

...рассказал бы Гоголю
Про нашу жизнь убогую,
Ей-богу, этот Гоголь бы
Нам не поверил бы.

Выход из этого одни барды видят в призыве к неким варягам: "Спасите наши души . Другие считают, что лучше "лечь на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать" [3]. С чьего это голоса? Даже враждебные нам радиостанции и газеты все чаще воздерживаются от таких приемов. Эти же песни-сплетни, песни-пасквили, в которых секс, индивидуализм, глумление над человеком смешаны с махровой антисоветчиной, распространяются, по существу, свободно. Вот до чего доводит отдельных бардов отсутствие творческого и идейного контроля. В таких песнях нет ни грана правды, принципиальности.
Большую, пусть даже горькую, правду можно и должно высказывать открыто и прямо - средств для этого предостаточно. Можно и должно, однако для этого надо иметь за душой гражданское мужество, зрелость, глубокую убежденность. И самое главное - надо иметь, что сказать, что спеть людям.
На вечере выступили инженеры, рабочие, студенты, творческая молодежь. Они со всей прямотой сказали:
- За "творчеством" отдельных бардов нет ничего, никакого общественного мнения. Кто им дал право судить о народе и обращаться к нему?
Вечер показал, что пришла пора во весь рост встать на борьбу с безвкусицей, пошлостью, аполитичностью

С ЧЕГО начинать? Может, с анализа того, что привлекает молодых в сомнительного качества музыке? Как сказал один из выступающих: "поискать. на чем нас покупают, представить эту песенную якобы смелость в истинном виде". И главное, над чем необходимо задуматься: что мы предложим взамен? Вечер поставил этот вопрос. Комсомольский актив пока не был готов на него ответить А думается, не случайно Белкин "возник" на предприятии, где уже два года не могут найти пропагандистов, где все это время политической учебы практически нет.
Но это, в конце концов, разговор не только одного вечера. Нужны встречи, творческие, в разной обстановке, разговоры по существу. Нужно дать отпор тем, кто портит песню, кто подменяет ее дурно пахнущим суррогатом.

"Тюменский комсомолец" (Тюмень) 14 июня 1968 года

Прим.ред.:
[ 1] Необычайно убедительная аргументация, не правда ли: "пел кто-то когда-то". Думается, на основании таких "улик" можно обвинить любого певца и поэта в чем угодно, впрочем, это и было проделано (статья "Да, с чужого голоса!").

[2] Жаль, что рафинированные "выступавшие" не пригласили на свой вечер рабочих этого самого судостроительного завода и не спросили их: не приходилось ли тем когда-либо встречаться с подобной - или еще более хлесткой - лексикой и с подобными персонажами и насколько редкими были подобные встречи.

[3] Здесь нам вспоминается что-то гоголевское - что-то о знаменитой унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла. Выдавать себя за знатока песен бардов и, в частности, Высоцкого, и вдруг обнаружить, что понятия не имеешь, что обе упомянутые песни принадлежат именно Высоцкому - какой "прокол"...

В.Дузь-Крятченко

Итак, вы прочли корреспонденцию, опубликованную после собрания комсомольского актива Тюмени, корреспонденцию обтекаемую и неконкретную. Что, вам она не показалась таковой? Вы, наоборот, считаете, что она весьма конкретно и остро направлена против талантливого направления в поэзии, против свободы творчества? Ну, это вы недопонимаете... Чтобы во всем полностью разобраться, читайте статью второго секретаря Тюменского горкома ВЛКСМ Е.Безрукова "С чужого голоса".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *