Об этом клубе знает далеко не каждый даже в среде почитателей Высоцкого. Наверное, причина в том, что члены саранского "Клуба любителей творчества Владимира Высоцкого" – люди скромные и не считают уместным рассказывать о самих себе. Приедут к ним местные журналисты или телевизионщики – тогда, пожалуйста, следует спокойный, неторопливый рассказ о клубе. А не приедут – ну так что ж... Соберутся своей компанией, поговорят о Высоцком, наметят планы будущих работ...
В 1980-е гг. клубы поклонников Высоцкого начали возникать один за другим по всей территории Советского Союза. Интерес к творчеству поэта был необычайным, а достоверной информации было мало. Помню, – в те времена на футбольных стадионах, в пивных барах и прочих местах скопления мужского населения почти наверняка находился "знакомый", или даже "друг" Высоцкого. Обозреваемый десятками заинтересованных, а то и откровенно завидующих глаз, "друг" рассказывал о том, как "мы с Володькой..." Чтобы отделить зёрна от плевел, люди шли в клубы.
Прошло несколько лет – и началось обратное движение. Клубы стали закрываться один за другим. Причин было несколько. Одной из главных, конечно, стал тотальный развал экономики, когда людям стало просто не до поэзии. Ну а второй важной причиной, думаю, было то, что информации о Высоцком появилось вполне достаточно, чтобы утолить интерес у всех, кроме самых завзятых его почитателей.
Саранский клуб состоит именно из таких людей – сколько ни дай информации о Высоцком, всё им мало, да к тому же стремятся и сами нести в народ его поэзию. Поэтому клуб живёт и продолжает действовать.
С Геннадием Павловичем Тюриным, организатором саранского клуба и коллекционером материалов о Высоцком с более чем сорокалетним стажем, мы знакомы по переписке. Естественно, что, готовя эту статью, за информацией я обратился именно к нему.
""Клуб любителей творчества В.С.Высоцкого" родился в конце 1999 года при общественном литературном объединении "Вдохновение" ОАО "Саранский приборостроительный завод", – писал мне Г.Тюрин. – За пятнадцать лет в заводской типографии издано двадцать девять подарочных книг, по одному экземпляру которых были переданы в городской музей им. А.Полежаева". В том числе, издана и книга о Высоцком.*1
Эта книга, ставшая раритетом прямо в момент выхода из типографии (тираж 100 экземпляров!), представляет собой издание весьма интересное. Она состоит из двух частей. В первой под заглавием "Мой Высоцкий" опубликованы воспоминания члена саранского клуба А.Порчунова, встречавшегося с Высоцким в 1978 году в Северодонецке (к этим воспоминаниям я ещё вернусь). Во второй части книги собраны статьи о Высоцком, написанные Г.Тюриным, и опубликованные в республиканской газете "Известия Мордовии", саранском городском еженедельнике "Столица С" и заводской многотиражке "Приборостроитель". Эти статьи не претендуют на открытие неведомых доселе истин, но, на мой взгляд, заставляют читателя попристальнее задуматься о феномене Высоцкого, почитать его стихи, послушать песни, а ведь именно в популяризации творчества Высоцкого видят члены саранского клуба свою главную задачу.
Г.Тюрин, патриарх клуба, – настоящий подвижник. "Это сейчас всё просто: пошёл и купил книгу, другое дело, что уж очень они дорогие, – говорил он журналисту. – Тогда, в 60-80-е годы, всё было по-иному. Сначала, когда книги о Высоцком нельзя было добыть, я делал копии. Ксерокса тогда ещё не было, была машина, уж и не помню, как она называлась. Страницы углём натирались и делались оттиски".*2 (Для нынешних любителей Высоцкого звучит, как воспоминание о каменном веке, но это было, было...)
В начале 1980-х саранские любители Высоцкого сумели в отделе главного технолога саранского приборостроительного завода провести лекцию о творчестве Высоцкого по линии общества "Знание". Казалось бы, – подумаешь! Но это теперь – "подумаешь", а тогда... Просто несколько примеров. В 1983 г. преподаватель музыкального училища из Свердловска В.Попов за лекцию о Высоцком был исключён из КПСС и снят с работы. В том же 1983 году А.Тавровский организовал в Симферополе фотовыставку, посвящённую Высоцкому. Выставку безо всяких объяснений приказали закрыть в день открытия. В 1981 г. организаторами самарского (тогда – куйбышевского) музея Высоцкого занялся КГБ, а музей был немедленно запрещён. Так что не будем недооценивать ту давнюю лекцию в Саранске. Без преувеличений, она была событием в истории высоцковедения.
"Муж лекторши, сотрудник Мордовского государственного университета, встречался с Высоцким в Венгрии, вечер прошёл очень интересно. Однако после этого лекторшу республиканского общества "Знание" Н.Кяшкину пригласили в КГБ и запретили в дальнейшем проводить лекции о Высоцком".*3 Забылось уже, а ведь суровые времена были...
Только после 1987 года, когда Высоцкий был удостоен уже совершенно ему ненужной Государственной премии СССР, времена изменились. О Высоцком стало разрешено писать, говорить, рассказывать.
Однако одно дело иметь разрешение и совсем другое – иметь желание и умение что-то организовать, эти вещи совпадают далеко не всегда. В Саранске они совпали. "Клуб любителей творчества Высоцкого" организовывает свои мероприятия при полном одобрении и помощи со стороны отдела культуры городской администрации, министерства культуры республики. Проводятся вечера и даже целые спектакли памяти Высоцкого, о чём читателям и зрителям рассказывают республиканские газеты и телевидение.
Среди членов саранского клуба есть артист, редактор журнала, рабочие, врачи... Многие из них – люди творческого склада. Например, кандидат медицинских наук доцент Мордовского гуманитарного института С.Ламбина написала в технике примитивизма живописное полотно, посвящённое Владимиру Высоцкому.
Пишет С.Ламбина и стихи и, вполне естественно, некоторые из них посвящены любимому поэту. Лучшие – вошли в её книгу "Формула доброты", изданную в Саранске в 2005 г.
Коллега С.Ламбиной врач В.Цыкалов подбирает материалы для своей книги о Высоцком. Начал он с того, что ему ближе всего с профессиональной точки зрения, и написал главу "Медицинская тема в поэзии Высоцкого", после чего появились и другие главы. Как писал мне Г.Тюрин, книга должна выйти в начале 2008 года.
По мнению Г.Тюрина, книга В.Цыкалова – одно из направлений "контрнаступления на молодёжь Саранска". Идея членов клуба – привить молодёжи вкус к хорошей песне и поэзии, в этом направлении и действуют.
"В этом году провели вечера памяти Высоцкого в лицее № 4, в колледже электроники, экономики и права. Осенью и зимой предпримем попытки "прорваться" в университет, пединститут и другие вузы, – пишет Г.Тюрин. – Совместно с Центром культуры Саранска планируем в начале января 2008 г. провести первый республиканский фестиваль песни в честь 70-летия Владимира Высоцкого. В общем, планов много".*4
Особо хочется отметить тот факт, что несколько членов клуба лично виделись с Владимиром Высоцким. Правда, общение было коротким, но, думается, любой штрих биографии Высоцкого важен для исследователей. Поэтому в заключение статьи я предлагаю читателям
Воспоминания о Владимире Высоцком
Воспоминания А.Порчунова опубликованы в сборнике "Двадцать лет спустя... Жизнь продолжается" (Саранск 2000 г.), но, как сказано выше, тираж сборника – всего 100 экземпляров, поэтому я убеждён, что этот рассказ мало кто читал. А надо бы!
"Мне посчастливилось видеть и слышать Владимира Семёновича Высоцкого с 21 по 25 января 1978 года на Украине в городе Северодонецке Луганской области...
На концерты приезжали из Луганска, Рубежного, Лисичанска, Кадиевки и даже из городов Донецкой области. Люди преодолевали многие километры, чтобы увидеть и услышать живую легенду. Концерты проходили в спокойной дружелюбной обстановке. У артистов (помимо Высоцкого, в выступлениях принимали участие И.Бортник и члены вокально-инструментального ансамбля, – М.Ц.) не было ни охраны, ни телохранителей. Они свободно без опаски ходили по городу, а также и из гостиницы "Центральная" до Дворца спорта.
Однажды я невольно оказался свидетелем интервью Владимира Семёновича для местной газеты "Коммунистичный шлях". Корреспондент Л.Цветная обратилась к нему с традиционным вопросом, который он раздражённо парировал: "Да что вы все об одном и том же? Вы лучше спросите, как артист выходит на лёд и умудряется сберечь голос?" (К сведению, сцена была устроена прямо на льду. Места для зрителей располагались на деревянных щитах, уложенных на искусственный лёд.) А затем он, уже "выпустив пар", в мирном расположении духа рассказывал о театре, французских гастролях и других малоизвестных для провинции делах...
Самым большим из этой серии концертов было выступление 25 января 1978 года – день сорокалетия Владимира Семёновича Высоцкого, начавшееся в десять утра в актовом зале НИИУВМ.
Представьте себе: в свой юбилей он выходит на сцену и удивлённо говорит: "Как много народу, да ещё с утра". А удивиться было чему: в зале на 500 мест уместилось более семисот!
Пропускали по билетам – листочкам белой бумаги размером, приблизительно, три на шесть сантиметров со штампом местного комитета комсомола. Всё действие транслировалось по институтскому радио и записывалось на магнитофон "Ростов". Запись этого концерта легла в основу 14-го диска серии "На концертах Владимира Высоцкого".
... Зал очень тепло реагировал на каждую песню, а особенно – на монолог Хлопуши. По окончании часового выступления Владимиру Семёновичу были вручены подарки: кейс, телескопическая удочка северодонецкого производства и кассетный магнитофон. Зрители, стоя, продолжительно аплодировали. А он, улыбаясь, говорил: "Спасибо, дорогие, я ещё бы спел, но необходимо ехать в Ворошиловград".
Его почитатели ещё вручили ему решётку для дачного камина, сделанную из бронзовых квадратных прутьев с латунной табличкой в виде гитары и выгравированными на ней стихами из "Охоты на волков"".*5
Ещё один из активистов саранского клуба – Владимир Арнаутов – настоящий русский провинциальный актёр. За свою долгую восьмидесятилетнюю жизнь он играл в 18 театрах – от Магадана до Саранска. В феврале 1973 г. В.Арнаутов был членом труппы Омского драматического театра, приехавшей на гастроли в Новокузнецк именно в те дни, когда в городе выступал Владимир Высоцкий.
"Я попал на концерт Владимира Высоцкого в кинотеатре, – рассказывал мне В.Арнаутов, – именно не в драматическом театре, а в кинотеатре. Собственно, услышал я только одну песню, перед концом первого отделения. Потом начался антракт, а в антракте на сцену вышла партийная дама и сказала, что поскольку программа концерта не была утверждена, то выступление прекращается...
Мы с друзьями-актёрами узнали, что Высоцкий отправился прямо на вокзал. Поехали туда, разыскали его вагон и купе. Постарались успокоить, но он держался так, как будто ничего особенного не произошло. Сказал: "Друзья! Ничего страшного! Я сейчас еду в Новосибирск, буду выступать в Академгородке. Там меня с удовольствием послушают и академики, и студенты".*6
Из Новокузнецка Высоцкий вернулся прямиком в Москву, поездка в Академгородок и не планировалась, просто Высоцкий успокоил переживавших за него коллег-артистов. Для нас важно, однако, то, что о концерте Высоцкого в новокузнецком кинотеатре до сих пор не упоминал ни один источник. Член саранского клуба почитателей Высоцкого помог стереть ещё одно "белое пятно" в биографии поэта.