О том, что Высоцкий побывал на африканском континенте, уверен, знают немногие. Больше известно о стихотворениях Высоцкого, где Африка упоминается. Конечно, более других любители творчества Высоцкого знают "Песенку ни про что, или Что случилось в Африке", но это не единственный текст, где упоминаются страны далёкого континента.

Первый раз "африканская" тема прозвучала в начальном варианте песни "Наши предки – люди тёмные и грубые..." (1967 г.):

Раньше вам не Того, или даже не Уганда –
Кто им там подмога, или, скажем, пропаганда?
Хитрые жрецы свои преследовали цели –
В жертву принести они трёх воинов велели.
Принесли, конечно, принесли и съели.

Позднее (в 1969 г.) были наброски, где снова упоминалась Африка:

В Африке, в районе Сенегала,
Европейцам – форменный бардак:
Женщины хоть носят покрывала,
А мужчины ходят просто так.

Для полноты картины упомянем и набросок 1968 года, не вошедший ни в одно из собраний сочинений:

На дворе уже не осень –
Скоро станет льдом, боюсь.
А в Каире – двадцать восемь,
И в Багдаде тоже плюс...*1

Понятное дело, что в 1960-е гг. Высоцкий мог писать хоть про Африку, хоть про Китай, но никакие заграничные поездки ему, советскому гражданину (к тому же находящемуся не на самом лучшем счету у тех, кто решал, кому куда ехать), вовсе "не светили". Времена, однако, чудесным образом изменились: женитьба на Марине Влади позволила ему регулярно, начиная с 1973 года, бывать за рубежом.

О двух средиземноморских круизах Высоцкого и Влади известно очень немного. Основной источник информации – интервью бывшего капитана теплохода "Белоруссия" Ф.Дашкова журналисту В.Перевозчикову, опубликованное в "Библиотеке "Ваганта"".*2

"Значит, в 1975 году Володя и Марина приехали ко мне в Марсель... Нет, ошибаюсь, в Геную, – вспоминал Ф.Дашков. – Мы как раз тогда работали с одной из западногерманских фирм на круизных рейсах: Генуя – Касабланка – Канарские острова – Мадейра – и обратно до Генуи. Я не все порта назвал, – я сейчас просто на память уже не помню. Но, короче говоря, продолжительность круиза была две недели".

Время круиза установлено очень точно: конец апреля – начало мая. 26 апреля 1975 г. Высоцкий отправил открытку из Лас-Пальмаса (Испания), в которой сообщил, что 4-го числа он уже собирался быть в Париже.*3

Таким образом, первое посещение Высоцким африканского континента состоялось, очевидно, в самом конце апреля 1975 г.

Прибыв в Касабланку (Марокко), Высоцкий и Дашков послали оттуда телеграмму общему приятелю – писателю А.Львову.

"В 75-м году летом я получил телеграмму от обоих из Касабланки: "Любим. Обнимаем. До встречи"", – позднее вспоминал А.Львов.*4

"Потом мы ездили с ним из Касабланки в Рабат – это столица Марокко, – говорил Ф.Дашков. – В Рабате тоже много фотографий на исторических всяких местах... Владимира, по-моему, пригласили в посольство...".

Давал ли концерт Высоцкий в посольстве, достоверно не было известно долгие годы. Точная информация появилась только в конце 2005 г., когда бывший представитель министерства морского флота СССР в Марокко В.Куров, сопровождавший Высоцкого во время его знакомства со страной, в беседе с московским высоцковедом П.Евдокимовым твёрдо заявил, что в советском посольстве Высоцкий не выступал.

Однако кому-то очень хотелось, чтоб такой концерт был. Причина простая – коммерция. В 2000 году в Кракове был выпущен компакт-диск с броским названием "Единственный концерт Высоцкого в Африке".

Поскольку подлинных фотографий Высоцкого, сделанных в Марокко, у создателей диска не было, они поместили на обложку портрет Высоцкого... в роли Ибрагима Ганнибала! (Африканец всё-таки!)

О том, что Ибрагим Ганнибал был африканцем, вспомнили не только в Кракове, но и в Уганде. В 1997 г. режиссёр Омони Кайонго создал небольшой документальный фильм "Чёрный Высоцкий", куда вошли кадры из кинофильма "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Эта лента демонстрировалась в марте 2004 г. в Кошалине на фестивале документальных фильмов, посвящённых Высоцкому.

Так был ли концерт Высоцкого в Африке? Был, о чём свидетельствует фонограмма, на которой ведущий вечера говорит: "Сегодня у нас в гостях в городе Касабланке находится артист таганского театра Владимир Высоцкий". Если прав В.Куров, что в посольстве Высоцкий не выступал, значит, концерт состоялся в представительстве морфлота СССР. Другой концерт состоялся не на африканской земле, а в африканских водах. Когда "Белоруссия" стояла на рейде в Касабланке, Высоцкий дал концерт для экипажа, о чём рассказал мне Ф.Дашков. Он же прислал мне фотографию, на которой он представляет Высоцкого команде "Белоруссии" перед началом концерта. Позднее был обнаружен и фрагмент фонограммы того выступления.

Высоцкий с супругой повторили круиз по тому же маршруту и на том же судне на будущий год, очевидно, приблизительно в тех же числах. Сохранилась открытка, отправленная Высоцким матери из Касабланки:

"Мамуля! Мы в Марокко. Сидим, пьём чай с мятой и ходим по рынку – тут всё медное и блестит. Тепло. Много красок. Хорошо! Целую. Володя".*5

О впечатлениях Высоцкого от круизов мы почти ничего не знаем. Впрочем, одна вещь понравилась ему наверняка. "Мы ездили в Касабланку в ресторан вечером и кушали омаров, – вспоминал Ф.Дашков. – Он, видимо, впервые в жизни это пробовал и часто потом вспоминал, как мы кушали омаров в Касабланке".

Есть свидетельство, что Высоцкий собирался в Африку ещё раз. Впрочем, свидетельство это из разряда "хоть стой, хоть падай". Рассказывает художник А.Никитин, встречавшийся с Высоцким осенью 1974 г. в Риге, где Театр на Таганке был на гастролях, а Высоцкий выступал с концертами:
"Перед концертом я зашёл к Высоцкому в гостиницу, попили с ним кофе, поговорили. И он сообщил, что есть одна группа, которая собирается в Конго со спецзаданием и его зовут с собой".*6

В приведённом отрывке интересно только одно: Высоцкий никогда этого не говорил или Никитин не понимает шуток?

Высоцкий, как сказано в начале статьи, об Африке писал немного, но российский актёр О.Тактаров, сделавший карьеру в Голливуде, нашёл всё же что-то такое, что заставило его отправиться на "Чёрный континент". Как сообщил интернет-сайт "BBC Russian.com", Тартаров отправился в Намибию, "чтобы подыскать натуру для нового реалити-шоу и фильма, сюжет которого был "подсказан творчеством" Владимира Высоцкого".*7

В Намибии Тактарову и его группе не повезло – они ожидали прибыть в оборудованный лагерь, но его и в помине не оказалось. Пять человек решили идти на поиски людей и воды, не имея даже карты местности. В довершении всех бед один из членов группы подвернул ногу и не мог идти. Трое предлагали бросить его, но для Тактарова песни Высоцкого, похоже, стали не только сюжетом для фильма, но и образцом поведения – он понёс друга на себе. И выбрались-таки "своей колеёй", не погибли в пустыне!

И в заключение – любопытная информация, полученная мной от польской исследовательницы творчества Высоцкого М.Зимной.

В моей статье "Высоцкий в Англии"*8 упомянут компакт-диск "Ещё настанут дни" ("Days yet to come"), записанный Бернардом Хоскиным. В музыкальном сопровождении песни "Райские яблоки" ("Paradise Apples"), исполненной Хоскиным в переводе на английский, явственно слышны африканские барабаны.

Оказалось, – это не случайно: "африканское" звучание песне Высоцкого придал музыкант из Сьерра-Леоне Папа Сэм, настоящее имя – Сэм Мэйтленд (Sam Maitland). Он известный музыкант, успешно гастролировавший со своим ансамблем "Алафия" ("Alafia"), куда входят исполнители из Ганы, Нигерии, Камеруна, Сьерра-Леоне и других стран Африки, в Ирландии и Англии. Видимо, там он и познакомился с Б.Хоскиным, пригласившем его помочь в музыкальном сопровождении песни Высоцкого